Италия в Париже, или знаменитый музей в знаменитом музее

  • 287 просмотров

Лувр – один из самых популярных и крупнейших художественных музеев в мире. Располагается в здании бывшего королевского дворца в центре Парижа.

Если вы любите путешествовать со смыслом, но времени посетить 2 страны за один отпуск нет, рекомендуем посмотреть произведения музея «Каподимонте», которые сейчас выставлены в нескольких зонах Лувра в Париже.

Лувр — это самый посещаемый музей мира, не побывать там значит никогда не сказать о себе заветное: «Я был в Париже». Сейчас музей представляет долгосрочную выставку «Неаполь в Париже: Лувр принимает музей Каподимонте». Она пробудет там до 8 января 2024 года. На выставке представлено более 60 произведений искусства, переданных в дар неаполитанскому музею «Каподимонте», одному из крупнейших и наиболее значимых музеев Италии. 

картина Преображение Христа
"Преображение Христа" Джованни Беллини
Фото:  veryimportantlot.com

В чем особенность

Сам неаполитанский музей располагает коллекцией живописи, графики, скульптуры и предметов искусства мирового уровня, которая размещается в бывшем королевском дворце на холме, возвышающемся над Неаполем. Двор путем реконструкции превратили из монархического дома в общественный музей. Знатоки понимают, что переделка делает его аналогом Лувра, который также когда-то был королевской резиденцией.

Поводом для совмещения выставок стал тот факт, что королевский дворец Каподимонте, изначально служивший охотничьим домиком для неаполитанских монархов династии Бурбонов, в настоящее время находится на капитальном ремонте. Так что экспонаты из его коллекции продолжают радовать глаз в Лувре.

Музей Каподимонте
Музей Каподимонте
Фото:  cdn.hisour.com

Особенность выставки в том, что коллекции показаны совместно. Уникальные произведения Лувра соседствуют с известными произведениями музея «Каподимонте». Философия концепта состоит в общности и диалоге вне времени на одном пространстве: произведения воспринимаются организаторами и посетителями как сущности, способные к диалогу и сближающие эпохи, мастеров и жителей планеты Земля. Каждая работа воспринимается не так, как это происходило бы в обычном для нее месте. 

Первая зона — Крыло Денона

В нескольких галереях Крыла Денона представлена экспозиция из 31 картины, три их которых принадлежат кисти маньериста Пармеджанино.

Художник родился в Парме и считается одним из самых влиятельных авторов картин в художественном стиле 15 века, которому свойственны удлинение линий, элегантность и величественная манера подачи.

Портрет Галеаццо Санвитале
«Портрет Галеаццо Санвитале», 1524, художник Франческо Маццола (Пармиджанино)
Фото:  cdn.gallerix.asia

Художественный полилог — так можно назвать связь картин Пармиджанино и нескольких мастеров, оказавших влияние на формирование его собственного стиля. Получив домашнее художественное образование, он испытал влияние своего соотечественника Корреджо и старых мастеров Высокого Возрождения — Рафаэля и Микеланджело. Все четыре знаменитых художника представлены в экспозиции, включающей известную картину Рафаэля «Портрет Бальдассаре Кастильоне», входящую в постоянную коллекцию Лувра.

Работы Пармиджанино по силе воздействия сравнимы с творениями его кумиров, так что неудивительно их заметное влияние на художников Италии и всей Европы. Его искусство получило широкое распространение благодаря созданию гравюр.

За свою короткую карьеру Пармиджанино написал множество портретов. В основном это портреты выдающихся людей, как, например, «Портрет Галеаццо Санвитале». Однако есть и несколько женских портретов, на которых изображены яркие, красиво одетые женщины. Мастер итальянского Ренессанса прославился тем, что писал особенную, иррациональную красоту — искаженно, сложно, за гранью реальности. Он прожил всего тридцать семь лет, не сумев преодолеть критический для гения возраст, но спустя сотни лет его искусство остается завораживающим, дерзким и порой пугающим. Мистической стала и его смерть — художника, писавшего иррациональную красоту, погубила алхимия: он отравился парами ртути во время эксперимента.

«Антея»

«Антея» — это шедевр маньеризма, владеющий умами поклонников его живописи вот уже несколько веков. Картина, по мнению некоторых искусствоведов, не уступает по своей загадочности Джоконде. Напряженный и строгий взгляд, тонкие симметричные черты лица, выражающего мысль и эмоцию, которую, кажется, вот-вот поймешь, но тщетно. Напряжение? Страх перед судьбой? Можно только гадать. По воле художника, скрытой от нас осталась личность модели, побудительные мотивы Пармиджанино к созданию картины и даже дата ее написания.

Антея
Антея», около 1535
Фото:  kulturologia.ru

Картина «Антея» («Цветущая» в древнегреческой мифологии) была названа этим именем в XVII веке художником и писателем Джакомо Барри, утверждавшим, что эта женщина была любовницей Пармиджанино. Учитывая, что после создания прошло сто лет, информацию можно считать лишь версией, плохом воображения автора наименования. Известно, что в XVI веке в Риме жила популярная куртизанка, которая носила такое имя. Однако в этом случае парадоксальным становится наряд, тяжелый и буквально сковывающий девушку. По свидетельству историков, в те времена куртизанки одевались совершенно иначе.

Есть мнение, что «Антея» — это идеализированное изображение женской красоты, популярный жанр портретной живописи в эпоху Возрождения. Пармиджанино использовал изображение лица Антеи и в других работах.

В зале Капеллы крыла Сюлли, уровень 1 проходит вторая часть экспозиции «Неаполь в Париже». Здесь расположено эклектическое собрание картин, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Среди них «Портрет папы Павла III с внуками» Тициана, группа из бисквитного фарфора «Падение гигантов» Филиппо Тальолини, недавно отреставрированная, и великолепная «Шкатулка Фарнезе».

«Шкатулка Фарнезе» Джованни Бернарди и Манно ди Бастиано Сбарри считается одним из самых ценных предметов декора, созданных в эпоху Возрождения. Ее часто сравнивают со знаменитой золотой солонкой Бенвенуто Челлини, выполненной для короля Франциска I.

Шкатулка была заказана великим кардиналом Алессандро Фарнезе в 1548 году. Он был известен как знаток и коллекционер, и немалая часть основной коллекции музея «Каподимонте» восходит к кардиналу-скупщику и его деду, папе Павлу III, который, как известно, заказал фреску Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Шкатулка Фарнезе
«Шкатулка Фарнезе» (Cassetta Farnese), 1548–1561, работы Манно ди Бастиано Сбари и Джованни Бернарди
Фото:  lacittaimmaginaria.com

Шкатулка Фарнезе сочетает в себе элегантность маньеризма, творческий подход и великолепное мастерство. Она была предназначена для хранения драгоценных книг и рукописей, но в 1565 г. кардинал преподнёс его в качестве свадебного подарка невесте племянника.

Экспозицию выставки можно описывать бесконечно долго, но лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать. Если собираетесь в Париж на выходных, то выбирайте какое-то одно крыло, потому что по Лувру можно ходить месяц и все равно не обойти его целиком. Каждая картина или скульптура требует внимания и вдумчивого осмысления. Перед некоторыми, как перед «Антеей» хочется молча посидеть, включив воображение. Выставка «Неаполь в Париже» призвана привлечь внимание к музею Каподимонте. И без сомнения, нет задачи, непосильной для такого мощного партнера, как Лувр. 

Фото:  mykaleidoscope.ru

Автор материала: Ольга Топал, Александр Карабанов


Поделиться
 

Остров кукол

  • 215 просмотров

Пекин. Часть 4

  • 239 просмотров