Великий Устюг – центр православия на Севере России

  • 307 просмотров

Великий Устюг — город в Вологодской области, располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухоны, население около 29 тысяч человек

Город Великий Устюг у большинства россиян, особенно молодых, ассоциируется с родиной Деда Мороза, а о том, что это один из древних и крупных городов Русского Севера известно мало. В значимости города в истории России можно убедиться, посетив его.

Первое упоминание, а значит и год основания города – 1212 год, когда на левом берегу Сухоны против слияния её с рекой Юг, на судоходных путях этих рек и Северной Двины при содействии ростово-суздальских князей появилось поселение, которое стало  одним из главных форпостов и крупнейших опорных пунктов славянской колонизации Русского Севера.

Поселение, расположенное на горе, выполняло оборонительную функцию, подвергалось частым нападениям врагов. В 1218 году Устюг подвергся нападению камских булгар, ведших борьбу с русскими князьями за волжско-камский водный путь. В 1238 году город был разграблен монголо-татарами, но сумел быстро восстановиться.

 Основными факторами продвижения славян на север, появления новых поселений, были экономические – добыча пушнины, удобные торговые пути, которые проходили по крупным рекам, а также дань, которой облагались местные племена. Экономические интересы способствовали борьбе Великого Новгорода и Московского княжества за свое влияние на Север. Так как устюжане выступали на стороне московских князей, новгородцы в течение XIV века шесть раз нападали на город.

В состав Московского княжества Устюг окончательно вошел в конце XIV века при великом князе Василии I. В 1446 году Устюг отразил набег татар.

Постепенно город терял свое значение как военный стратегический центр, однако в XVI веке, ввиду отсутствия у Российского государства выхода к Балтийскому морю, находясь на выгодном торговом пути, проходящем по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, он занимает ведущее место, как торговый центр. Через него осуществлялась практически вся внешняя торговля Русского государства. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов. В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел — великоустюгское чернение по серебру.

XVI - XVII века были периодом расцвета города.  Значение Устюга выросло настолько, что царь Иван Грозный включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно тогда за ним утверждается название Великий. До конца XVII века город был центром огромной по территории Велико-Устюгской области.

На Русском Севере не существовало крепостного права, крестьяне и горожане занимались обработкой городских земель, а налоги платили в казну города, который находился под самоуправлением.

Победа России в войне со шведами, строительство новой столицы – Санкт-Петербурга, открыли доступ к Балтийскому морю, прежние водные пути перестали играть свою роль, что привело к утрате былого значения многих северных городов. Однако накопленные купцами огромные финансовые средства требовали дальнейших действий. Этот период развития северных городов характеризуется вложениями купцов в организацию и проведение экспедиций по освоению Сибири, Тихого океана и Русской Америки. С середины 1740-х годов, и особенно в 1760-е наблюдается массовый отъезд устюжан  в Сибирь, по паспортам отпущено более 180 человек. Многие из них затем оказались в составе купеческих экспедиций на Алеутские острова, основной целью которых являлась добыча пушнины и моржовой кости. Помимо решения чисто торговых задач, результатами экспедиций были географические открытия, присоединение новых земель и постройка городов.

Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев, сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки:

Семён Дежнёв (1605 – 1673 гг.) — землепроходец и путешественник;

Владимир Атласов (1661 – 1711 гг.) — землепроходец, исследователь Камчатки;

Василий Шилов (1733 – 1798 гг.) — первооткрыватель Алеутских островов;

Михаил Булдаков (1766 – 1830 гг.) — директор Российско-Американской компании, исследователь Аляски;

Никита Шалауров (? – 1764 гг.) – купец, исследователь Колымы.

На берегу Сухоны, находится деревня, в которой родился Ерофей Хабаров (1603 – 1671 гг.) — русский землепроходец и мореход, исследователь Дальнего Востока, основатель Хабаровска.

Экспедиции способствовали дальнейшему росту богатства местных купцов, которые вкладывают свои средства в строительство и благоустройство города. Практически все многочисленные храмы были построены на пожертвования богатых устюжан и содержались на деньги прихожан. Купцы соревновались между собой в строительстве своих особняков, в их архитектурных стилях.

Великий Устюг
Фото: Предоставлено автором материала

Начиная с XVII века в городе запрещалось строить деревянные здания, все строилось из кирпича. Но все равно, из-за слишком плотной застройки в конце XVIII века произошел большой пожар, уничтоживший практически весь посад. Город возродился, и мы сегодня можем видеть старинные постройки. Центр Великого Устюга в наши дни объявлен территорией музея-заповедника, что позволило наложить запрет не только на строительство в старых кварталах, но и на изменение фасадов уже имеющихся домов, что помогло сберечь внешний облик города.

Городская улица Великий Устюг
Фото: Предоставлено автором материала

За сохранность культурного наследия отвечает Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — многопрофильный музейный комплекс, на балансе которого 27 памятников федерального значения, в том числе: собор Успения Пресвятой Богородицы (XVII—XVIII вв.), Михайло-Архангельский собор (XVII в.), Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря (XVII—XVIII вв.). В структуре музея-заповедника пять музеев: музей истории и культуры Великого Устюга, музей этнографии, музей древнерусского искусства, музей природы и музей новогодней и рождественской игрушки.

Вид сверху на Великий Устюг
Фото: Предоставлено автором материала

В городе сохранилось 28 храмов XVII – XVIII веков, из них действующих православных – семь. Характерной особенностью устюжской архитектуры является возведение храмов попарно, для зимнего и летнего периодов. Здесь появился свой собственный стиль «устюжское барокко», близкий к западноевропейскому.

Успенский собор датируется 1639-1658 годами, он демонстрирует смешение множества стилей. Желающие могут не только осмотреть внутреннее убранство, но и подняться на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на окрестности.

Успенский собор Великий Устюг
Фото: Предоставлено автором материала

Большинство интересных церквей находится на маленьком пяточке – Соборное дворище, которое с давних времен являлось настоящим сосредоточием духовной и светской жизни города. Рядом можно увидеть храмы XVII века в честь Святого Прокопия, которого считают покровителем города, и Иоанна Устюжского, а также Архиерейский дом.

На противоположном берегу Сухоны расположилась Дымковская слобода с церквями начала XVIII века, которые носят имена Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского

Самое древнее из сохранившихся сооружений – церковь Вознесения Господня на Торгу, построенная в 1648-1649 годах на деньги одного из местных купцов. По стилю она очень сильно отличается от других городских храмов. Тут открыт Музей древнерусского искусства.

Музейную функцию выполняет и Троице-Гледенский монастырь, впервые упоминавшийся в письменных источниках с XVI века. Некоторые документы утверждают, что он был заложен еще до прихода на Русь татаро-монголов. Современный облик этого комплекса в основном сформировался в XVII столетии.

Троице-Гледенский монастырь
Фото:  www.gaztur.ru

Но самым древним на русском Севере считается Михайло-Архангельский монастырь, заложенный, по преданиям, в 1212 году. Архитектурный ансамбль монастыря сохранился хорошо, можно увидеть главный собор с колокольней, несколько церквей, братские кельи.

Внимания заслуживают Никольский храм, Спасо-Преображенская, Георгиевская, Сретенская церкви, храм Симеона Столпника, барочные и более поздние купеческие особняки на Советском проспекте, Красной улице и набережной.

В церкви Вознесения на Торгу действует музей древнерусского искусства. Под одной крышей собраны старинные иконы, резные иконостасы, коллекции уникальных деревянных скульптур и лицевого шитья, редчайшие издания из монастырских библиотек.

В демонстрационном зале завода «Северная чернь» представлены изделия предприятия. Чернение – особая разновидность ювелирного искусства, работа с серебром максимально приближена к старинным русским техникам, а в современном дизайне часто используются старинные орнаменты XVI-XVII веков.

В Вологодской области с 1999 года действует раскрученный туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза».  В пяти километрах от города построен комплекс «Вотчина Деда Мороза», внутри аттракционы, гостиница. Сотни тысяч детей и взрослых приезжают в гости или пишут письма Деду Морозу. В город идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Казани, разработаны специализированные автобусные путешествия.

Резиденция Деда Мороза
Фото: Предоставлено автором материала 

С вопросами питания и проживания в городе вопросов не возникает, т.к. его инфраструктура ориентирована на прием туристов.

Город расположен на значительном отдалении от Вологды, поэтому поездка на автомобиле довольно-таки затруднена. Действует местный аэропорт и выполняются рейсы из Вологды и Череповца.

По железной дороге, если вы не являетесь частью организованной группы, из столицы, Петербурга или Архангельска можно достичь только станции «Ядриха», что в 60 км от Великого Устюга, далее доехать на автобусе.

Фото:  www.kp.ru/globallookpress.com

Автор материала: Юрий Константинов — вице-президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный путешественник России

Поделиться
 

Пекин. Часть 3

  • 48 просмотров

Пекин. Часть 2

  • 46 просмотров

Пекин. Часть 1

  • 229 просмотров