Юрий Барзыкин: «Электронная путевка — громоздкий и затратный процесс учета турпотока»

  • 870 просмотров

Вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма прокомментировал положение Правительства о введении электронных путевок с 1 сентября 2023 года

Правительство приняло новое постановление о введении единой информационной системы «Электронная путевка», которая будет функционировать в течение шести лет, начиная с 1 сентября.

Главной целью этой системы является обеспечение прозрачности деятельности туроператоров. В соответствии с постановлением, турагенты должны уведомлять туроператоров о заключении договора на турпродукт и предоставлять необходимую информацию для регистрации в системе, включая стоимость тура, направление, количество туристов и другие детали. Однако, как отмечает Мохов, система не может использоваться для подтверждения заключения договоров на предоставление турпродукта, поскольку информация о покупке тура вносится не сразу, а позже.

Юрий Барзыкин — вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма

Какая основная задача внедрения электронных путевок?

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин
Юрий Барзыкин — вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туризма
Фото: News.ru/ТАСС, Виталий Смольников

— Как говорится: «Гладко было на бумаге». История введения электронных путевок насчитывает уже 10 лет с начала ее разработки, внедрения различных вариантов законодательных проектов — многие из них отклонялись и прорабатывались. Первоначально идея была простая: учесть все те договора, путевки, которые приобретает наши сограждане на онлайн-платформе, чтобы в случае экстренной необходимости туристы могли получить помощь. Например, эвакуироваться из за рубежа или содействие в решении других чрезвычайных ситуаций. А для этого необходимо иметь информацию о тех туристах, которые отправляются теми или иными компаниями в путешествие.

Что из себя представляет система электронного учета?

— С самого начала система электронных путевок планировалась как государственно- информационная система.

Уже доработанный вариант постановления Правительства по эксплуатации электронной путевки с 1 сентября текущего года вступает в силу, как и меры ответственности для всех туроператоров. В случае, если туроператоры не будут вносить в систему сведения туристов, имеющих именно комплексный пакет и для внутренних, и для выездных, и для въездных, будут применены санкции.

Регулятору и Министерству экономического развития известно, что система нуждается в доработке. В том числе Максим Решетников — министр экономического развития Российской Федерации уведомлен о состоянии дел.

С какими проблемами может столкнуться туристическая сфера?

— Данная система не работает для въездных туристов, поэтому их необходимо исключать из анализа — контролировать зарубежных туроператоров практически невозможно.

Введение электронной путевки для внутренних туроператоров нуждается в комплексной работе, их более 3 тысяч — большое количество, которое требует соответствующего контроля. Ожидается, что срок внедрения системы для внутренних туристов будет продлен до 1 марта 2024 года.

Сфера выездного туризма состоит из примерно 380 туроператоров, — это порядка 10 крупнейших компаний, в которых проводилось предварительное тестирование. Одна из проблем — зачастую, отсутствие конкретной стоимости путевки, поэтому было решено, что цена будет определяться исходя из конечной суммы, зафиксированной туроператором.

Всем остальным участникам рынка внедрить систему электронных путевок будет крайне непросто. Затраты на оборудование, на операторов, на администрирование — от 1,5 млн рублей в год.

Речь шла об оперативном информировании посредствам ведения электронного реестра учета, так ли это?

— Да, система планировалась с целью организации оперативного получения необходимых туристу данных о поездке. Но все эти сведения будут передаваться только в следующий месяц после реализации путевки. Турист уже может и вернуться, и быть спасен. Система неоперативная. Плюс будет значительно расширен пакет данных от самих туристов: ИНН, оба паспорта — российский и заграничный и ряд других документов. Планируется до 1 сентября отладить процесс получения и обработки всех данных.

Заключу, что учет туристов нужен, но не столь затратный и громоздкий. Над этим стоит работать.

Электронный формат фиксации путевок туристов является удобным способом проведения аналитической работы с информацией о посещаемости тех или иных регионов внутри страны, но почти совсем не регулирует сферу выездного туризма. По информации, предоставленной Юрием Барзыкиным, стоит судить о необходимости ведения учета туристического потока, совершенствовать методики оперативного реагирования по потребностям туристов. 

Цифровизация отрасли активно проводится и вводится в эксплуатацию, но все еще нуждается в значительных доработках.

Фото:  www.mk.ru



Поделиться
 
Предыдущая статья
Алексей Коршунов: Современный туризм — это перекресток пространства и времени для человека, семьи и государства
Следующая статья
«У Санкт-Петербурга и округа в целом имеется огромный международный туристический потенциал» – Андрей Рябоконь