Остров Sant'Antioco находится в 84 км к юго-западу от Кальяри.
Первое, что видит путешественник, прибывший сюда, — это небольшой порт, красочные домики и рестораны. Впечатление о гастрономических особенностях местной кухни рекомендуют получить от меню, представленного рестораном Zefiro. О проживании, как и о столике в ресторане, лучше позаботиться заранее и забронировать, популярность отдыха на острове заставляет быть предусмотрительным.
Сант-Антиоко расположен на юго-западе Сардинии в регионе Сульсис-Иглесенте, примерно в 90 километрах от Кальяри. Он связан с Сардинией через искусственный перешеек, построенный коринфянами, а затем усовершенствованный римлянами. В прошлом Сант-Антиоко входил в состав финикийско-пунической колонии и был известным римским городом Sulсis, основанным финикийцами в 770 г. до н. э., затем он был завоеван карфагенянами. От тех времен сохранился некрополь V-III в. до н. э., уникальное кладбище катакомб.
Название острова и города происходит от покровителя Сардинии, африканского мученика, сосланного на остров, которому посвящена базилика Sant'Antioco и Catacombe ниже, впервые упоминается в 1089 году.
Для отдыха можно выбрать Portixeddu — ближайший к городу пляж, окруженный чистыми и зелеными скалами, поросшими породой очень редких финикийских можжевельников, многовековыми карликовыми пальмами и средиземноморскими растениями. Рекомендуют обычно и пляж Маладрокса, где на поверхность выходят термальные воды, которые использовали еще древние римляне. Spiaggia Coaquaddus считается самым красивым пляжем Сан-Антиоко. Пранеддас (арка «деи Бачи») интересен тем, что находишься на нем как на террасет в 200 метрах над морем. Кала Сапоне — место, где финикийцы ловили тунца. Неподалеку находятся другие бухты: Гротта делла Синьора, Капо Спероне — эти места формируют южную оконечность острова. На заднем плане расположены островки Вакка дель Торо, есть охраняемые районы, где летает ястреб королевы, открывается сцена морского сражения между римским и сардинско-пуническим флотами (258 г. до н. э.). Далее следует дикий берег до Portu de su Trigu.
На остров приезжают туристы со всей Италии и из Европы. И не последней причиной популярности служит тот факт, что именно здесь живет Маэстро Кьяра Виго — единственная в мире хранительница древнего секрета производства морского шелка, или виссона. Мастерица родилась в 1957 году в городе Calaseta. Его название переводится с итальянского языка как «шелковый залив». Мама Кьяры была золотошвейкой, а бабушка — маэстро морского шелка в 29 поклонении.
Виссон — это волокна, которые производит двустворчатый моллюск пинна (Pinna Nobilis), который обитает в Средиземном море на глубине трёх метров. Этот моллюск вырабатывает особую слизь, которая, соприкасаясь с морской водой превращается в шёлк. Тончайшие драгоценные нити рождаются из волокон, которые нарастают на огромных, до метра величиной раковинах, колониями которых ранее изобиловало дно вокруг острова Сант-Антиоко. Защищаясь от непрошеных гостей, моллюск специальной железой выделяет клейкое вещество, которое позволяет держать створки раковины прочно закрытыми. Часть субстанции попадает в воду, кристаллизуется и превращается в материал, напоминающий по структуре человеческий волос. На солнце волокна янтарного цвета становятся золотыми.
Виссон упоминается в Библии и древней мифологии: царь Соломон и царица Гекаба, жена Приама, одевались в платья из виссона. Упоминал его и Аристотель. Морской шёлк был известен древним египтянам, римлянам и грекам. Тончайшая ткань, белая или золотистая, использовалась для пошива одежды первосвященников, царей, в неё заворачивали мумии фараонов. В 1868 году из виссона, на создание которого ушло более 2700 моллюсков, было изготовлено свадебное платье для Марии Пии Савойской — будущей жены короля Португалии. Ткани, созданные бабушкой Кьяры, находятся в различных европейских музеях, а платье, сшитое в 1942 году для другой Марии Пии Савойской, хранится в Мадриде.
Мастерская расположена в историческом центре Сант-Антиоко. На ее дверях висит объявление: «Суета здесь не живет». Мастер виссона в 30-м поколении сама ныряет за материалом, обрабатывает его и прядет золотые нити, из которых потом плетет узоры на своих произведениях. Виссон — это дар моря, поэтому, как и само море, он должен принадлежать людям, но не становиться объектом торга, поэтому свои произведения Кьяра не продает, а дарит и приносит в дар. Существуют же мастерская и мастер за счет пожертвований, на которые не скупятся почитатели ее ремесла и таланта.
Именно благодаря мастеру Кьяре появилась возможность совмещать традиции с новым видением защиты окружающей среды: искусница обнаружила, что в определённое время года можно вылавливать моллюска, не причиняя вреда популяции
Ручная добыча приносит десять сантиметров биссуса в год. Чтобы собрать 200 граммов биссуса, Кьяра должна погрузиться 300 раз. После сбора виссона первый шаг заключается в погружении сырья в смесь из 8 морских водорослей. Затем материал высыхает, и мастер делает из него пряжу. Сегодня уникальные изделия из золотой нити биссуса представлены в музеях Рима, Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Они оцениваются в сотни тысяч евро.
Фото: cf.bstatic.com
Автор материала: Ольга Топал, Александр Карабанов