Существует множество мифов относительно турок и алкоголя. Начать можно хотя бы с утверждения о том, что Турция — мусульманская страна. Да, преобладающая религия здесь — ислам, но страна пока сугубо светская. В наше время она входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней важное место. Она характеризуется полной вестернизацией турецкого права. Турецкая Республика является унитарным государством, разделенным в административном отношении на 81 вилайет. Унитарное государственное устройство Турецкой Республики восходит к Национальному пакту 1920 года.
Как и во многих других странах, религиозное население с жесткими традициями в основном концентрируется в деревнях и других отдаленных от центра поселениях. Впрочем, даже в Стамбуле есть район Фатих, а есть квартал Аксарай. Здесь живут религиозные люди, а за невидимым водоразделом — проститутки и сутенеры, причем районы Аксарай и Лалели входят в состав Фатиха. В Измире можно купить алкоголь поздним вечером, а в Афьоне в текеле (магазин, где продают спиртное) только покачают головой и вздохнут: «Сразу видно, что вы не местные». Здесь купить алкоголь после 22.00 невозможно.
Конечно, на взгляды современных турок по-прежнему влияет отношение Пророка Мухаммеда к алкоголю. Считается, что в начале своего пути он относился к вину нейтрально. Но время меняет все — стали нередкими случаи, когда соратники Пророка под действием алкоголя совершали ошибки в молитве или затевали драки. Именно поэтому употребление опьяняющих напитков было запрещено. Нарушение запрета делало мусульманина грешником, но не исключало для него возможности искупить вину. Например, в XIII-XVI веках османские правители пили до и после сражений, но после военных походов, дабы вернуть благосклонность Аллаха, запрещали употребление вина в своем государстве и сами воздерживались от алкоголя.
После захвата Константинополя в 1453 году на османской территории оказалось множество христиан. В сельской местности мусульмане отказывались пить алкоголь, предпочитая воду, айран и чай. А в крупных городах, например в Стамбуле или Измире, доступны были кабаки, которыми управляли греки, армяне, евреи. Правоверные могли посещать их только втайне от соседей и властей, но многие из них изготавливали алкогольные напитки дома из винограда. Султаны же время от времени запрещали вино или вводили налоги на алкоголь. А к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов.
В XIX веке алкогольные напитки стали символом прогресса. Султаны пили шампанское. Вслед за двором эта манера охватила верхи османского общества. К началу ХХ века более популярным стало пиво, поэтому в Стамбуле и Измире стали открываться пивные бары.
Однако больше всего в Османской империи полюбили ракы (настоянный на анисе 40-градусный виноградный напиток). Ракы предпочитал основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Как известно, он не только отделил религию от государства, но и свел к минимуму её присутствие в общественной жизни. В 1926 году мусульманам было разрешено продавать и употреблять алкоголь. Но в 2012 году был принят закон о запрете продажи спиртного в розлив, который нанес ущерб ресторанам и кафе.
В апреле 2013 года премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган объявил национальным напитком Турции не ракы, а айран. И через месяц парламент запретил продавать алкоголь в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 метров от школ и мечетей. Но главным орудием правительства стали акцизы: из-за них стоимость ракы постоянно растет.
Но как бы там ни было, туркам сложно что-либо запрещать — их свободолюбие и упрямство хорошо известно, возьмем хотя бы недавнюю кастрюльную революцию, когда народ дал понять власти: живи, но дай жить другим. В голосовании по поводу унитарной роли президента голоса поделились примерно 50 на 50. Поэтому народ имеет право отдыхать так, как решит, если все делается скромно.
Сложно, впрочем, представить себе скромное празднование победы любимой футбольной команды. Обычно игру смотрят в специальных кафе с большими экранами, подогревая азарт Эфесом.
Пиво под брендом Efes Pilsener появилось в 1969 году. Выпускалось оно поначалу в Турции для местного потребителя. Эфес выделялся среди продукции других производителей тёмно-коричневой сильно скруглённой стеклянной бутылкой.
В 1977 году компания начала расширение производственных площадей и приобрела пивоварню в Адане. В 1995 году к холдингу присоединился пивоваренный завод в Анкаре, а ещё через три года в компанию влилась марка Marmara Bira («Мраморное пиво»), которая производила пиво в городе Люлебургаз на западе Турции.
В последние десятилетия XX века торговая марка Efes Pilsener укрепила позиции и увеличила прибыль. Одновременно она внесла ощутимый вклад в развитие турецкой промышленности и экономики благодаря постоянно растущей потребности в ячмене и хмеле. Массовое выращивание этих культур стали стимулирующим фактором для сельского хозяйства. В 1971 году в Билиджике был построен завод по переработке хмеля, в 1984 году в городе Конья развернулась солодовая фабрика. За свою историю компания не только зарегистрировала семь различных видов ячменя и хмеля, но и разработала ряд нововведений, увеличивающих объёмы переработки этого сырья.
Так что кто бы что ни говорил об исламизации, а пиво и ракы давно стали символом страны. Единственное, что можно посоветовать туристу-новчику, — будьте осторожны, не пейте много, делайте это в рамках традиций. И берегите себя. Вспыльчивость выпившего местного жителя сравнима с взрывными свойствами тротила. Но при должном уважении к традиции проступает сентиментальность и доброта.
Авторы материала: Александр Карабанов и Ольга Топал
Фото с обложки: img-fotki.yandex.ru