Как изменился туризм в России за 2022 год

  • 929 просмотров

Куда едут туристы, чем занимаются в поездках, с какими впечатлениями возвращаются и как изменилось тревел-медиапотребление

О прекращении долгосрочного планирования и самых популярных маршрутах

Вадим Мамонтов, генеральный директор Russiadiscovery: Значительно сократилась глубина бронирования — до одного-двух месяцев. Люди стали меньше планировать долгосрочные поездки. Если раньше путешествия на Камчатку бронировали в декабре — феврале, то в этом году — только в мае. 

Активно развиваются сегменты и самостоятельных путешествий, и организованных туров. Люди выбирают готовые и проработанные до мелочей путешествия по тем направлениям, где сложно самостоятельно организовать поездку. Как правило, это отдаленные регионы, где могут быть трудности с логистикой, сервисом и инфраструктурой. 

Массовые популярные направления — Алтай, Кавказ, Кольский полуостров, Камчатка. В этом году, вопреки цене и удаленности, выстрелило направление Курильских островов. По ним рост продаж отмечается в четыре-пять раз. Это настоящая «восходящая звезда». Путешественники также начинают интересоваться совсем «экзотикой»: Чукоткой, Шантарскими островами, Горной Шорией, Магаданом.

Соперничество благородных оленей
Фото:  freepik.com

Высоким спросом пользуются мультиактивные туры, где можно попробовать сразу несколько видов отдыха: трекинг, катание на квадроциклах, морские прогулки, сплавы на каяках и сапбордах. Все это в сочетании с комфортным размещением и возможностью попробовать местную кухню. 

Популярны этнические туры на Чукотку и Ямал. Люди едут посмотреть на быт оленеводов, увидеть китобойный промысел. Интересуют путешественников и гастротуры. К примеру, в этом году стало популярно озеро Буссе на Сахалине. В рамках тура здесь можно выловить и попробовать гигантских устриц, гребешков, морских ежей, крабов, трепангов. А центрами притяжения становятся глэмпинги. Самые яркие тому примеры — новый глэмпинг на плато Путорана, в очень удаленном от цивилизации месте, в абсолютной близости к природе.

Как обстоят дела с внутренним туризмом

Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР: В этом году поездки по России выросли на 10% по физическим измерениям и на 20% по потраченным на путешествия суммам. Мы связываем это с постковидным восстановительным ростом. А вот что будет с внутренним туризмом в свете последних событий — покажет только следующий год. 

Максимальный процент прироста в этом году показал Дагестан: свыше 40%. Мы связываем это с понятием «туристической моды» — эдакое «вирусное» направление. Лидером уже который год является Краснодарский край: он принял около 16 млн человек, несмотря на закрытые аэропорты Анапы и Геленджика. На втором месте Петербург и Москва, потерпевшие колоссальные потери объема турпотока во время ковидных ограничений. Третье место занимают Кавминводы (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск), куда люди, в основном 55+, едут восстанавливаться после ковида.

О самом медийном регионе РФ

Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР: Камчатка очень «медийная», но с точки зрения турпотока это незначительно: 350 тыс. туристов в год. Краснодарский край принимает столько за два дня в пик сезона. Но прирост где-то на 15% на Камчатке тоже отмечается. Хотя до массового туризма здесь далеко: это дорого, это тяжелый экспедиционный туризм, в который не возьмешь детей. 

Также большую роль играет разница в часовых поясах и адаптация к ним. По нашим данным, нишевые виды туризма занимают очень небольшую долю в сравнении с классическим пляжным отдыхом, который составляет 50–60%. Следом идет экскурсионный — 25%, 10% — медицинский, и только 5‒7% — это активные туры. Все-таки эта структура очень консервативна. 

Для большинства туристов в стране задача отпуска — не получить какой-то новый опыт, а сделать так, чтобы было не хуже, чем в прошлый раз. Поэтому экспериментирует лишь малая часть. На примере того же Дагестана: ни местная власть, ни бизнес не были готовы к такому наплыву туристов, поэтому были большие проблемы с размещением, пробки и т. д. Но, как ни странно, все остались довольны. Дагестан вмещает в себя три востребованных «продукта»: Каспийское море, древнюю цивилизацию (Дербент) и потрясающую природу (Сулакский каньон). Это настоящее комбо.

В общем и целом эксперты отмечают рост интереса к внутреннему туризму. Среди причин они называют такие факторы, как сокращение поездок за рубеж, субсидирование со стороны государства на внутренние поездки и развивающаяся инфраструктура городов и близлежащих населённых пунктов.

Источник: РБК Стиль

Фото:  www.freepik.com


Поделиться
 
Предыдущая статья
Блогер о неземных уголках России, энтузиастах туризма и селе на букву "ы"